Экспедиция в Бурятию

Экспедиция в Бурятию

А.А. Клепикова (Европейский университет, Санкт Петербург) рассказывает о совей работе в Бурятии и Иркутской области в 2023 г.

Меня интересовали пункты пересечений альтернативных целительских практик и специалистов-целителей и людей с ОВЗ. Исследование проходило, в основном, в городах Иркутск, Ангарск (Иркутская область), Улан-Удэ (Бурятия) и селах Вахмистрово, Тулунжа, Сосново-Озерское (Бурятия).

            На предыдущих этапах исследования меня интересовали во многом родители детей с ОВЗ, которые обращаются к услугам лам, шаманов и других альтернативных специалистов. Мой полевая работа со специалистами была во многом построена на советах и подсказках этой группы клиентов. Заключительный этап исследования отличался от своей методологии от предыдущих. Во-первых, я не шла за клиентами в поиске информантов, а во-вторых, в большей степени пыталась посмотреть на альтернативных специалистов, которые в своей практике сталкиваются с людьми с ОВЗ. Кроме того, в этот раз я не ставила целью максимально расширить число информантов, но следуя принципам полевой этнографической работы, старалась более глубоко погрузиться в общение с тем или иным специалистом. Основным методом, в противоположность интервью на предыдущем этапе, стало включенное наблюдение. Таким образом, картина в отношении информантов, попавших в поле зрение моего исследования, выглядит таким образом:

15 шаманов, работающих с ОВЗ или столкнувшихся с инвалидностью на собственном опыте / в собственной семье, включая шаманов-костоправов; 

4 специалиста, имеющих отношение к тибетской медицине и буддистским практикам;

2 специалиста других альтернативных систем;

2 члена евангелической общины;

2 специалиста по работе с детьми с ОВЗ, применяющие альтернативные методики;

6 семей клиентов, которые обращаются по вопросам ОВЗ и инвалидности.

Итого: 31 информант

В действительности, в мою исследовательскую обойму попало гораздо больше специалистов в целом, однако я указала здесь только тех, кто оказался релевантен моему фокусу. Как оказалось, в обследованных регионах многие альтернативные специалисты – будь то религиозные, медицинские или эзотерические – работают скорее бытовыми и повседневными проблемами, а также неинвалидизирующими нарушениями здоровья. Далеко не все берутся за людей с ОВЗ, а тем более с инвалидностью, что, в действительности, является одним из довольно показательных наблюдений данного исследования.

Я исходила из гипотезы о том, что среди шаманов и шаманистов могут быть распространены представления о смежности таких явления как шаманская болезнь и психической расстройство. Одной из задач исследования, таким образом, было посмотреть на то, каким образом шаманы работают с людьми с психическими расстройствами. С одной стороны, моя гипотеза подтвердилась – мои информанты рассуждали о том, что некоторые из людей с психическим расстройством, в действительности, ясновидящие, люди с шаманскими способностям. В то же время, с другой стороны, сама шаманская болезнь в современной интерпретации может не подразумевать никакой связи с психическим расстройством.  Признаки шаманской болезни, как оказалось, включают любые проблемы и неудачи, которыми агенты потустороннего мира дают о себе знать: аварии, увольнения с работы, болезни детей, смерть родственников, попадание в тюрьму и т.п..  Таким образом, и в этом отношении проблемы здоровья, в данном случае ментального, оказываются не в центре внимания.

Среди важных выводов данного этапа, которые подтверждают предыдущие предварительные наблюдения, мне хотелось бы отметить тот факт, что мои информанты из числа альтернативных специалистов, в частности, шаманов и костоправов, нередко начинают свою целительскую практику после того, как столкнулись с инвалидизацией на собственном опыте или в опыте своей семьи.  Шаманство становится способом справиться с собственными проблемами со здоровьем и оказывается желаемой и возможной социальной ролью для ребенка с задержкой психического развития и ОВЗ.

Одна из важных причин инвалидизации в депрессивных регионах, таких как Бурятии и Иркутская область, — это алкогольная зависимость. В деле реабилитации от подобной зависимости оказываются активны многие специалисты, но особенно эффективны оказываются, с одной стороны, шаманские организации, а с другой – евангелические общины.

Из полученных мной материалов также можно сделать вывод, что современное целительство, в том числе в отношении детей и взрослых с ОВЗ, поставлено на коммерческие рельсы и при этом в значительной степени оказывается невидимо для государства.

Поделиться
Размер
Контраст