Экспедиция в Республику Абхазия. Кузнецова.

Экспедиция в Республику Абхазия. Кузнецова.

Р. Ш. Кузнецова с 26 июля по 15 августа 2023 г. Совершила экспедицию в
Республику Абхазия в рамках проекта РНФ № 23–18-00214 «Цифровые
технологии и качество жизни людей с ограниченными возможностями
здоровья: сравнительный опыт пост-советских стран и Государства Израиль».
Исследование проводилось в нескольких населенных пунктах (с. Лидзава, г.
Гагра, г. Пицунда, п. Цандрипш).
Целью экспедиции было ознакомиться с ситуацией обеспечения доступа к
образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной
Абхазии. А также посмотреть, что изменилось в восприятии и отношении к
людям с ОВЗ в обществе, с учетом традиционных взглядов, характерных для
культуры этой страны.
Исследование осуществлялось с использованием глубинных интервью,
личных наблюдений, а также знакомством c интернет-ресурсами и сайтами
благотворительных организаций, занимающихся помощью детям с ОВЗ.
Интервью проводились с представителями образовательных организаций,
директором средней общеобразовательной школы, преподавателями
общеобразовательных школ, преподавателем лицея, депутатом Совета
Гагрского района, родителями и родственниками детей с ОВЗ, их соседями.
Р.Ш. Кузнецова также провела телефонные беседы с руководителями частной
школы «Логопед», благотворительного фонда «Ашана». Во время
исследования стало ясно, что говорить о внедрении цифровых технологий в
Абхазии пока нет возможности. Такой вывод сделан с учетом того, что ни в
одном населенном пункте, который посетила Р.Ш. Кузнецова, нет
общеобразовательной школы со специальной программой для детей с ОВЗ. В
стране также не создана доступная среда ни для одной группы людей с
инвалидностью.
Те немногочисленные негосударственные образовательные учреждения,
занимающиеся обучением детей с ОВЗ, делают много для того, чтобы
родители не закрывали детей в стенах своих домов, а приводили их в школы,
где они могли бы обрести навыки социализации, приобрести опыт общения
со сверстниками, что послужило бы улучшению качества их жизни.

К сожалению, в республике нет учета детей с ОВЗ и поэтому единственная
Сухумская вспомогательная школа принимает детей с различными
заболеваниями, не специализируясь на какой-то конкретной проблеме.
Собранный материал позволил Р.Ш. Кузнецовой сделать следующие выводы:
за последние годы в Абхазии существенно изменилось отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья; открываются школы (чаще всего
частные); создаются благотворительные организации; ведется
просветительская работа среди родителей и общества в целом. Однако этого
недостаточноР.Ш. Кузнецова еще раз подчеркнула, что во всей республике
отсутствует доступная среда, цифровые технологии, существуют серьезные
проблемы с организацией образования, так как республика не имеет
достаточно ресурсов для решения проблем людей с ОВЗ. Отсутствует
статистика людей с проблемами здоровья, неизвестно точно сколько детей
нуждается в помощи. Еще одно важное наблюдение: информацией об
использовании новых технологий в разных областях жизни людей с ОВЗ (в
школах и вузах, на различных предприятиях, в реабилитационных центрах и
др.) в стране владеет узкий круг неравнодушных людей, в то время как
педагоги общеобразовательных школ чаще всего не в курсе возможностей
новых технологий, но они готовы их применять. Но для этого надо чтобы
чиновники, работающие в сфере образования, также обратили внимание на
эту проблему и приняли участие в ее решении.
Осознание и признание инвалидности как явления, по мнению Р.Ш.
Кузнецовой, позволит сформировать новый взгляд в обществе на проблему.
И это несомненно приведет к усилению социальных взаимодействий и
откроет доступ к образованию для людей с ОВЗ, а, значит, и к их
самореализации и самостоятельности. Привлечь внимание к проблеме,
научить сопереживать людям с ограниченными возможностями здоровья,
понимать их физическое состояние и чувства, которые они испытывают,
находясь в полной изоляции, вот те задачи, которые необходимо решить.
Улучшение качества жизни, отмечает исследовательница, невозможно без
сопереживания и моделирования нового взгляда на проблему инвалидности.

Поделиться
Размер
Контраст