Носенко-Штейн Елена Эдуардовна

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна

Сфера научных интересов: инвалидность как социокультурный феномен; проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья в России; семья и брак у людей с ограниченными возможностями здоровья;    проблемы этнической идентичности в смешанных семьях, особенности еврейской идентичности в современной России; еврейская культурная память;.

Контакты:

E-mail: nosenko1@iea.ras.ru; nosenko1@gmail.com  

Сайт: http://elenossht.ru

Образование:

В 1981 г. окончила исторический факультет Московского Государственного Университета им. М.Ломоносова (кафедра Истории древнего мира).

В 1993 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Институте этнологии и антропологии РАН (Научный руководитель – чл.-корр. РАН С.А. Арутюнов.

В 2005 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте этнологии и антропологии РАН (Тема диссертации: Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России).

С 1984 по 1991 г. – старший лаборант в редакции журнала «Советская этнография» (ныне – «Этнографическое обозрение»); затем младший научный сотрудник  в Институте этнографии СССР (ныне — Институт этнологии и антропологии РАН). С 1987 по 1992 г. соискатель научной степени кандидата исторических наук Института  этнологии и антропологии РАН в Секторе истории первобытного общества. Участвовала в нескольких археологических и этнографических экспедициях.

С 1991 по 1994 г. была заместителем главного редактора научно-публицистического журнала «Мир России / Universe of Russia» (главный редактор – О.И. Шкаратан).

С 1995 г. работает в Институте востоковедения РАН.

В 2000 — 2003 гг. читала спецкурс «Введение в этнологию еврейского народа» в Еврейском университете в Москве.

В 2005-2006 гг. читала спецкурс по культурной антропологии в Центре библеистики и иудаики при РГГУ.

В 2005-2009 гг. читала ряд спецкурсов на летних и зимних школах, проводимых Центром изучения иудаики «Сэфер».

В 2009-2010 г. читала спецкурс «формирование еврейской идентичности» на факультете религиоведения РГГУ.

В настоящее время ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, Отдел Израиля и еврейских общин.

В последние пять лет стала заниматься проблемами антропологии инвалидности, провела ряд исследований, в том числе экспедиций по России, их результаты представлены в ее публикациях.

С 2015 гг. также ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, где

Возглавляет Группу по изучению антропологии инвалидности.

Публикации:

Книги:

  1. Носенко-Штейн Е.Э. Реформистский иудаизм в современной России: есть ли у него будущее? М.: Неолит, 2019. 184 с.
  2. Носенко-Штейн Е.Э, Емельяненко Т.Г. (Отв.ред). «Евреи» (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018.
  3. Носенко-Штейн Е.Э., Курленкова А.С. (Отв.ред). Антропология инвалидности: теория, социальные практики, жизненные стили. М.: МБА, 2018.
  4. Носенко-Штейн Е.Э. «Помнить о прошлом ради будущего». Еврейская идентичность и коллективная память / Отв.ред. Т.А. Карасова и Е.Э. Носенко-Штейн. М.: ИВРАН, 2014.
  5. Носенко-Штейн Е.Э. «Передайте об этом детям вашим, а их дети следующему роду». Культурная память у российских евреев в наши дни. М.: ИВ РАН; МБА. 2013.
  6. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». 2012. Академическая серия Том II, Вып. ]41 (Редактор).
  7. Хазары: миф и история / Ред. составитель Е.Э. Носенко и В.Я. Петрухин. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2010. 407 с.
  8. Израиль глазами «русских»: культура и идентичность / Отв. ред. Е.Э. Носенко. М. ИВ РАН – Наталис, 2008. 470 с.
  9. Носенко Е. «Быть или чувствовать?» Основные аспекты еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков в современной России. М.: ИВ РАН-Крафт+. 2004. 392 с.
  10. Носенко Е.Э. «Вот праздники Бога…» Историко-генетическое исследование еврейских праздников. М.: Восточная литература, 2001 (230 с.).

Статьи, разделы в коллективных монографиях и тексты докладов:

  1. Инвалидность как социокультурное явление // Преподавание истории в школе. 2019. Вып. 7. Том 2. С.3-5 ISSN – 2409-8949
  2. Где учиться ребенку с инвалидностью: инклюзия vs. коррекция? // Преподавание истории в школе. 2019. Вып. 7. Том 2. ISSN – 2409-8949. С. 19-24.
  3. Реформы в иудаизме и их последствия в Государстве Израиль // Способы и формы воздействия Запада на культуры Востока. Том 1. От Африки до Индии. / отв. ред. Ю.В. Любимов; составитель С.В. Прожогина – М.: ИВ РАН, 2019.Труды Института востоковедения РАН. Вып. 10. М.: ИВ РАН, 2019. ISSN 2587-9502. С. 212-231.
  4. Дураки из параллельных миров.   Размышления о книге: А.А. Клепикова. Наверное, я дурак: антропологический роман. Спб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. 432 с. ISBN: 978-5-94380-250-8 // Медицинская антропология и биоэтика. 2019. № 1 (17). ISSN 2224-9680. http://www.medanthro.ru/?page_id=4066
  5. Семья и брак у русскоязычных женщин с нарушениями зрения в Израиле (начало XXI века) // Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего. Материалы XII Международной научной конференции РАИЖИ (Калининград, 10-13 октября 2019) / Отв. Ред. Н.Л. Пушкарева. Москва; Калининград: ИЭА РАН; Калининградский федеральный университет им. Канта, 2019.   Том 1. С. 501-503.
  6. Российские евреи в контексте русского мира: от религиозности к этничности и обратно? // Русский мир в меняющемся мире / Отв. редактор и составитель Г.А. Комаро­ва. — М.: ИЭА РАН, 2018. С. 86-96.
  7. Российские евреи в системе  транснациональных связей // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9: Национальная культура в транснациональном пространстве / Отв.ред. Ю.В. Любимов; составитель С.В. Прожогина. М.: ИВ РАН, 2018. 412 с. ISSN 2587-9502  С. 124-136.
  8. Рец. На кн.: С.М. Алейникова. «Русский мир»: белорусский взгляд. Минск: РИВШ, 2017.  240 с. // Лабиринт (журнал включен в РИНЦ, базы данных Ulrich’ № 2, 2018  — https://journal-labirint.com/
  9. Антропология инвалидности: проблемы и задачи // Этнографическое обозрение, 2018. № 1. С. 5-11.
  10. Реформистский иудаизм в современной России: последствия контактов и конфликтов // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурных традициях. Сб. статей. Академическая серия. Вып. 55 / Отв. ред. О.В. Белова.  М: Институт славяноведения РАН. С 223-236 (1
  11. Введение // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018 (в соавторстве с Т.Г. Емельяненко и В.А. Тишковым) С. 3-11.
  12. Изучение фольклора и этнографии // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018 (в соавторстве с В.А. Дымшицем). С 11-23.
  13. Семья и брак. Формы семьи и брака // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018. С. 273-275.
  14. Современные этнокультурные процессы  на постсоветском пространстве // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018. С. 540-573
  15. Евреи за пределами России // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: Наука, 2018. С. 644-670.
  16. «Земля Обетованная»: Реформистский иудаизм в современной России и Государство Израиль // Материалы Международной конференции «Еврейская диаспора: прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 7-9 ноября 2017). / Отв. ред. А. Новик.  СПб.Ю 2018. ISBN 978-5-88431-361-3
  17. Доктрина «кибуц галуйот» и еврейская диаспора: что дальше? //  Становление еврейс4ой государственности в ХХ веке: ключевые события / Коллективная монография, отв.ред. Т.А. Карасова, Д.А. Марьясис. М: Научно-политическая книга, 2018. С. 56-61. ISBN 978-5-906594-14-
  18. Лица ненависти в российском Интернете // Защитим будущее. Материалы Первой Московской международной конференции по противодействию антисемитизму» (1-2 ноября 2017 г.). Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.  С. 275-284.(ISBN 978-5-222-32103-4).
  19. Некоторые проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья в России (на примере незрячих)// «ИНВАЛИДЫ – ИНВАЛИДНОСТЬ – ИНВАЛИДИЗАЦИЯ». Нижний Новгород: НИСОЦ, 22018. С. 682-690.  834 с. ISBN 978-5-93116-304-1.
  20. Введение: Что мы знаем об обратной стороне Луны? // Обратная сторона Луны, или что мы не знаем об инвалидности (теория, репрезентации, практики) / Отв. ред. А.С. Курленкова, Е.Э. Носенко_Штейн. М.: МБА, 2018. ISBN 978-5-6041231-7-1. С. 9-17.
  21. .
  22. Евреи в современном мире: диаспора, конфессиональное меньшинство, этническая группа? // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 3: Культура и политика: проблемы взаимосвязи / отв. ред. Ю.В. Любимов; составитель С.В. Прожогина –М.: ИВ РАН, 2017.  ISSN 2587-9502  С. 124-136  .С. 230-243.
  23. Рец. на кн.: А. Алисов, А.Т. Гаспаришвили, А.К. Исаев, А.А. Оносов. Трудовая миграция в москве: факты, мнения, перспективы. ситуационный анализ и моделирование национальной миграционной стратегии. М.: Издательство Московского университет, 2015. // Вестник Российской нации. 2017. №5. С. 247-254 . Оглавление доступно  http://rosnation.ru/wp-content/uploads/2017/10/%D1%81%D0%BE%D0%B4.-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA.pdf. ISSN: 2073-7459 || Вестник Российской нации. 2017. №5. С. 247-254 . Оглавление доступно  http://rosnation.ru/wp-content/uploads/2017/10/%D1%81%D0%BE%D0%B4.-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA.pdf. ISSN: 2073-7459
  24. http://revistas.unla.edu.ar/saludcolectiva/article/view/1140/117)4
  25. Реформистский иудаизм в современной России: последствия контактов и конфликтов // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурных традициях. Сб. статей. Академическая серия. Вып. 55 / Отв. ред. О.В. Белова.  М: Институт славяноведения РАН. С 223-236 (1 ал.) – 10
  26. Носенко-Штейн Е.Э. Русские в Израиле: проблемы и перспективы // Тезисы и доклады 8-й научной международной конференции «Российская диаспора в странах Востока». М: ИВ РАН, 2017. С. 73-77. Доступна на сайте ИВ РАН — https://book.ivran.ru/f/tezisy-i-doklady-vosmoj-konferencii-rossijskaya-diaspora-v-stranah-vostoka-1.pdf — 1-* (0,5 а.л.) – 7,5
  27. «Я всегда была белой вороной и синей овцой»: саморепрезентация инвалидности в автобиографиях людей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы доклада) // XII Конгресс антропологов и этнологов России. Сб. Материалов  [Отв. Ред. А.Е. Загребин, М.В. Мартынова].  Москва; Ижевск: ИЭА РАН, 2017. С. 237.
  28. Организации для людей с ограниченными возможностями: женская работа и женский взгляд (тезисы доклада) // Сила слабых.  Гендерные аспекты взаимодействия и лидерства в прошлом и настоящем (тезисы доклада) // Материалы Десятой Международной научной конференции Российской ассоциации исследования женских историй [Отв. Ред. Н.Л. Пушкарева, Т.И. Трошина]. В 3-х томах. Москва; Архангельск, 2017. Т. 2. С. 213-215 (0,2 а.л.) — 2
  29. Город Дракона под Горой (рец. на кн. Дениса Соболева «Легенды горы Кармель. СПб., Геликон, 2027. 246 с.) //  Лехаим. 4 августа 3027. http://lechaim.ru/events/gorod-drakona-pod-goroj/ (0.2 а.л.) — 1
  30. «Я никогда не чувствовала себя неполноценной»: Саморепрезентация людей с ограниченными возможностями здоровья в автобиографиях// Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском пространстве: люди, тексты, практики / Отв. ред. Ю. Зарецкий, Е. Карпенко. М.: Высшая школа экономики, 2017. С. 235-254.
  31. Лица ненависти в российском Интернете // Материалы Международной конференции «Защитим будущее: Московская международная конференция по противодействию антисемитизму» (Москва, 1 -2 ноября 2016г. 31 октября) М., 2017 (в печати). (0,5 а.л.) – 2,5
  32. Евреи в современном мире: диаспора, конфессиональное меньшинство, этническая группа? // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 3: Культура и политика: проблемы взаимосвязи / отв. ред. Ю.В. Любимов; составитель С.В. Прожогина –М.: ИВ РАН, 2017.  344 с. С. 230-243. ISSN 2587-9502; ISBN 978-5-89282-753-9 — 15
  33. Отношение к инвалидности среди людей с ограниченными возможностями в современной России (предварительные наблюдения  // Человек и социум: от конкуренции к толерантности (проблемы социальной интеграции) / Отв.ред. М.Л. Бутовская, Ю.Н. Феденок.  М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. С. 190-217. М.ИЭА РАН, 2017.     – 10
  34. “Inventing a ‘New Jew’: The Transformation of Jewish Identity in Post-Soviet Russia.” In: The New Jewish Diaspora: Russian-speaking immigrants in the United States, Israel and Germany, edited by Zvi Gitelman. New Brunswick, NJ, and London. Rutgers Uneversity Press, 2016, pp. 196-211,.
  35. Изучение инвалидности) и проблемы высшего образования в России //
    В сборнике: Высшее образование для XXI века Доклады и материалы: в 2-х частях. Ответственный редактор Н. А. Селиверстова. 2016. С. 61-70.
  36. Рец. на кН.: Iarskaia-Smirnova E. and M. Rasel (Eds).Disability in Eastern Europe and former USSR // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С.179-181.
  37. Рец на кН. : David Bolt. The Metanarrative of Blindness: A Re-reading of Twentieth-Century Anglophone Writing. University of Michigan Press: Ann Arbour, 2014. // НЛО. 2016. № 138. С.
  38. Реформистский иудаизм в России: от прошлого к настоящему // Евреи Европы и Ближнего Востока: традиции и современность. История, языки, литература. Материалы Международной научной конференции памяти В.А. Якобсона. 17 апреля 2016 г. Санкт-Петербург: Петербургский институт иудаики, 2016. С. 299-307.
  39. Реформистский иудаизм: границы нормы // Норма и аномалия в славянской и еврейской традиции. Академическая серия. Вып. 53. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. С. 122-135.
  40. Реформистский иудаизм в России и память о Катастрофе // Палестина и Израиль от Второй мировой войны до наших дней / Отв. ред. Т.А. Карасова. М.: ИВ РАН, 2016. С. 156-168.
  41. Некоторые проблемы изучения инвалидности и социокультурная антропология // Материалы Международной научно-практической конференции ««Современная антропология: новые данные, перспективы развития и методологические принципы» (Минск, 25-27 июня 2014 г.) Минск: Беларуская навука, 2015. С.523-530.
  42. +«Они боятся нас»: отношение к инвалидности и людям с ограниченными возможностями в современном российском обществе // Материалы XI Конгресса этнографов и антропологов России (2-5 июля 2015, Екатеринбург). Екатеринбург, 2015. С. 499 (тезисы доклада);
  43. Быть инвалидом в Израиле: опыт и проблемы бывших соотечественников // Азия и Африка сегодня. 2015. № 12. С. 67-70.
  44. А как у них? Быть инвалидом в Израиле // Русский инвалид. 2015
  45. Реформистский иудаизм в России: конструирование «нового еврея» // Вестник российской нации. 2015. № 5. С. 93-104.
  46. Ours” and “Alien” Space in Comtemporary Russian City” Jewish Sacred and Profane places (перевод на английский язык статьи:   «Свое» и «чужое» в современном российском городе: еврейская сакральная география // Антропологический форум. № 23. 2014) // Forum for Anthropology and Culture. 2015. # 11. P. 180-196. http://anthropologie.kunstkamera.ru/en/25/
  47. From the compiler // Антропологический форум. № 23. 2014) // Антропологический форум, 2015.
  48. «Ведь правда я могу лучше, чем здоровые?»: самореализация женщин с ограниченными возможностями в России и их отражение в устных рассказах // Пол, политика, поликультурность: гендерные системы и гендерные отношения в прошлом и настоящем (Материалы Седьмой Международной научной конференции Российской ассоциации исследований женских историй и Института этнологии и антропологии РАН). Рязань, 9-12 октября, 2014 г.  М., 2014. Т.1. С. 378-379 (тезисы доклада).
  49. «Christianity or Judaism? A Choice of Jews in Modern Russia», Narratives across space and time: transmissions and adaptations. Proceedings of the 15th congress of the international society for folk narrative research (June 21-27, 2009 Athens), Publications of the Hellenic Folklore Research Centre, Academy of Athens, volume II, Athens 2014, pp. 613-635.
  50. Still warm but getting colder: changing ethnic identity of post-Soviet Jewry // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. 1. P. 27-42.
  51. «Свое» и «чужое» в современном российском городе: еврейская сакральная география // Антропологический форум. № 23. 2014. С. 123-139.
  52. От составителя // Антропологический форум. № 23. 2014. С. 79-81.
  53. Рец. на кн.: Этничность и религия в современных конфликтах  / Отв. ред.: В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. М.: Наука, 2012 // Вестник Российской нации. № 6 2014. С.507-516.
  54. Введение // Помнить о прошом ради будущего. Еврейская идентичность и коллетивная память. М.: ИВРАН, 2014. С.9-20.
  55. Кому нужен пепел КлаасаН Память о Холокосте и войне у российских евреев// Помнить о прошом ради будущего. Еврейская идентичность и коллетивная память. М.: ИВРАН, 2014. С.132-160.
  56. В поисках самости: Изучение еврейской идентичности // Новое литературное обозрение. № 127. 2014. С.71-94.
  57. Religion of Jewish Youth in Contemporary Russia // Identity and Collective Memory / Ed. by K. Selnes, T. Senyushkina. Oslo: Norway Humanist Associaton, 2013. 283 p. ISSBN – 978-82-92529-22-5. С. 191-203.
  58. Still warm but getting colder: changing ethnic identity of pfst-Soviet Jewry // Journal of Multilingual and Multicultural Development. Vol. 35. Issue 1. P. 27-42. Электронная версия размещена в 2013.: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01434632.2013.845196#.Unu368iGi0A.
  59. Русско-еврейские СМИ и еврейская коллективная память в современной России // Научные труды по иудаике. Материалы ХХ Международной ежегодной конференции по иудаике. Том II. Академическая серия. Вып. 46. М., 2014. С. 440-454.
  60. Введение // Ханин З., Писаревская Д., Эпштейн А. Еврейская молодежь в постсоветских странах: национальное самосознание. Общинная жизнь и связи с Израилем. М.: ИВ РАН, 2013 (в печати).
  61. X КОНГРЕСС ЭТНОГРАФОВ И АНТРОПОЛОГОВ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
    Арутюнов С.А., Викторин В.М., Голубева Е.И., Дубова Н.А., Жигунова М.А., Золотова Т.Н., Иларионова Т.С., Козлова И.В., Крылов М.П., Новик А.А., Носенко-Штейн Е.Э., Пушкарева Н.Л., Серов Н.В., Федоров Р.Ю., Харитонова В.И., Ямсков А.Н.
    Антрополофгический форум. 2013. № S19. С. 360-406.
  62. Рец. на кн. A. Ghanem. Ethnic Politics in Israel. The Margins and the Ashkenazi Center.  London and New York: Rouledge, 2010. // Восток / Oriens. 2013. № 2. C. 211-215.
  63. The Sacred and Profane Space in Modern Russian City: A Choice of Russian Jews // Cultural Analysis, 2012: 10: 91-104.
  64. «Russian Jews Today: Comparative Analysis of Identities» // Двадцать лет спустя. 1991-2011. Реорганизация пространства и идентичности. Twenty Years Later. 1991-2011. The Teshaping Sapce and Identity. Procceedings of the ASN (Moscow, 2011). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2012 (реально книга вышла в 2013) ISSBN – 978-5-7281-1340-2. С. 244-253. (1 а.л.).
  65. «Хотят помнить или желают забыть? О коллективной памяти российских евреев в наши дни» // Российские евреи: прошлое и настоящее. М.: Изд.дом «Достоинство», 2012. С. 25-36.
  66. Семья, родственники и друзья в формировании еврейской идентичности в России // Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике. Том II. Академическая серия. Вып. 41. М.: Центр научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах «Сэфер», 2012. С. 438-452.
  67. Почему они становились христианами? (Религиозный выбор советских евреев) // Материалы Международной конференции «Религиозные практики в СССР» (16=18 февоадя 2012) /http://www.igh.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=444&category_id=36&Itemid=147
  68. Еврейская традиция сегодня и межпоколенная передача культурной информации // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Отв.ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. С. 246-256.
  69. Еще раз об антисемитизме и еврейской исторической памяти // Диаспоры / Diasporas. 2011. № 2.
  70. Рец. на кн.: From State Socialism to State Judaism: ‘Russian’ Immigrants in Israel and their Attidudes towards Religion. Series Editor: Larissa Remennick. Managing Editor: Anna Prashizky. Social Papers/ Volume 15, 2010. // J/Jewish Studies.
  71. Размышления по поводу конференции, посвященная евреям в современной России // Корни. 2011. № 6.
  72. Рец. на кн.: Штетл. XXI век. Полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2008. 292 с.// Антропологический форум. 2011. № 14. С. 397-402.
  73. Aliens in an alien world: paradpxes of Jewish Christian Identity in contemporary Russia // East European Jewish affairs, 2010. April. Vol.40. No. 1. P. 19-41.
  74. «Невстреча» поколений? Пути формирования современной еврейской самоидентификации в современной России // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции.  /Отв. редактор О.В. Белова. М.: Центр научных работников и преподавателей иудаици в вузах «Сэфер»;  Институт славяноведения РАН, 2010. С. 207-221.
  75. «Светский иудаизм» в России: изобретенная реальность? // Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной конференции по иудаике. Т.1. М.: 2010. С. 244-253.
  76. “Lost Jews”, Chimeras” or the “Hope of the Nation”? Jews, Russia, Mixed Marriages and Historical Memory Revised // Anrthropology and Archaeology of Eurasia. Summer 2009. Vol. 48. No.1. P. 39-66.
  77. Чужие среди чужих: Православие и еврейская самоидентификация в современной России // Этнографическое обозрение, 2009. № 3. С. 20-35.
  78. Иудаизм, христианство или «светская религия»? Выбор современных Российских евреев // Диаспоры / Diasporas. 2009. № 2. С.6-40.
  79. Антропология и иудаика: возможен ли симбиоз? // Этнографическое обозрение. № 6. С.3-7.
  80. О коллективной памяти российских евреев на рубеже веков (предварительные наблюдения) // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. С. 20-29.
  81. Рец на кн.: Anna Shternshis. Soviet and Kosher. Jewish Popular Culture in the USSR. //  Этнографическое обозрение. 2009. № 6.
  82. Рец. на кн.: “’Immigrants’ Experoence as Retold by Immigrant Scholars’. Immigrabt Scholars Write About Identity and Immigratiom” In Israel Studies in Language and Society. 2 (1), 2009. P. 145-152.
  83. «Судьбы скрещенье»: реальность, миф и история в «высокой» и народной культурах  // История — миф — фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2009. С. 214-230.
  84. «Плохой муж или хорошая жена?»; этногендерные стереотипы у потомков русско-еврейских браков // Материалы XIV Международной Ежегодной научно-практической конференции «Сэфер». М., 2009.
  85. Издание и перевод научнцых текстов: взгляд «изнутри» // Пробемы издания и перевода научной книги. Материалы научно-практической конференции. 3 сентября 2009 г. М.: Издательство Амалданик, 2009. С.24-27.
  86. Рец. на кн. Б. Натанс. За чертой. Евреи встречаются с позднеимперской Россией.  М.: РОССПЭН, 2007 // Отечественная история истории. 2009. № 2.
  87. Рец. на кн.: Folktales of the Jews. Vol.I. Tales from the Sephardic Dispersion. Edited and with Commentary by Dan Ben-Amos. Philadelphia: The Jewish Publication Society, 2006 // Восток / Oriens. 2009. № 6.
  88. Do they want to remember? Do they prefer to forget? Transformation of the Jewish collective memory in Russia as reflected in life narratives // 15th Congress of the International Society for Folk Narrative Research (ISFNR) (Abstracts). Athens, 2009.
  89. “Narratives Across Space and Time: Transmissions and Adaptations”
  90. Religious or secular? Some strategies in preserving traditional Jewish identity and constructing new ones in modern Russia // 15th Congress of the International Society for Folk Narrative Research (ISFNR) (Abstracts). Athens, 2009.
  91. Введение // Израиль глазами «русских»: культура и идентичность. М. ИВ РАН – Наталис, 2008. С. 11-15.
  92. Насколько значим Израиль для российских евреев сегодня? // Евреи в постсоветских странах: самосознание и образование. Сб. статей под ред. А. Эпштейна. Иерусалимб.и., 2008. С. 353-381.
  93. To Leave or not to Leave? People of Mixed Ethnic Origins and Their Attitude to Emigration in Russia Today // Jewish Education in Russia. Twenty Years After the Cold War / Ed. By Z. Khanin,A. Epstein and V. Chernin. Jerusalem: Maor Wallach Press, 2008. P. 57-72.
  94. Выбор пути: Размышления по поводу книги: L Remennick. Russian Jews on Three Continents. 2007 // Ab Imperion 2008. № 1. С.50-66.
  95. Сакральное и профанное пространство в восприятии современных российских евреев // Сакральная география с славянской и еврейской культурной традиции / Отв. Ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2008. С.345-364.
  96. Рец. на книгу: Larisa Fialkova and Maria Yelenevskaya, Ex-Soviets in Israel. From Personal Narratives to a Group Portrait. Wayne State University Press. Raphael Patai Series in Jewish Folklore and Anthropology. Detroit, 2007, 573 p.//  European Journal for Jewish Studies. November, 2008.
  97. Храня нашу память (в соавторстве с Р.Б. Фрейдман) // Корни. № 38Б 2008. с. 94-103.
  98. Рец. на кн.: Русское лицо Израиля: черты социального портрета / Сост. и ред. М. Кенигштейн. Москва —  Иерусалим, 2007 // Восток / Oriens. 2008. № 5. c. 201-205.
  99. «Хотели ли они уехать? Почему остаются?» Еврейская эмиграция из России на рубеже XX-XXI вв. и еврейская самоидентификация у потомков смешанных браков // Материалы Международной конференции «Еврейская эмиграция из России (1881-2005)». Москва, 10-12 декабря 2006 г. (1 а.л.). М., 2007.
  100. Еще раз об антропологии, иудаике и их взаимоотношениях (ответ моим оппонентам) // Диаспоры // Diasporas. № 1-2, 2007. С.238-246.
  101. Рец.: «Этнография Петербурга Летербурга – Ленинграда. 30 лет изучения» // Ab Imperio, № 1-2, 2007. С.504-511.
  102. «Потерянные евреи», «химеры» или надежда нации»? (Еще раз о евреях, России, смешанных браках и исторической памяти) // Вестник Евро-Азиатского Еврейского Конгресса – 5766 (2005/2006). Киев: Дух – Литера, 2006. С. 184-217.
  103. Израиль и сионизм в восприятии российских евреев // Сб. статей «Государство Израиль: политика, экономика, общество»ю М.: ИВ РАН, 2006. с.155-170.
  104. Найдет ли антропология свое место в российской иудаике(размышления о роли некоторых социальных и гуманитарных наук) // Диаспоры /  Diasporasю Москва, 2006. № 4. С. 218-233.
  105. Cновидение и реликты культа умерших в еврейской народной и элитарной культуре // Сны и видения в славянской и еврейской культурах. М.: Институт славяноведения и Ассоциация преподавателей и исследователей иудаики «Сэфер», 2006.(0,5 а.д.).
  106. Рец.: N. Ryasanovsky. Russian Identities // Ab Imperio. 2006. № 4.
  107. Рец.: Шнирельман В. Интеллектуальные лабиринты // Этнографическое обозрение. 2006. № 4.
  108. Автореф. дисс. … докт.ист.наук. «Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России». М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.
  109. Фактор религии и проблемы еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков (на примере Москвы и Петербурга) // Материалы 11 Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 2. Центр научных работников и преподавателей  иудаики в ВУЗах «Сэфер». Институт славяноведения Российской академии наук. Академическая серия. Вып. 16. М., 2004. С. 455-468.
  110. Семантика субботней трапезы в еврейской народной культуре // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской традиции. Сборник статей. Центр научных работников и преподавателей  иудаики в ВУЗах «Сэфер». Институт славяноведения Российской академии наук. Академическая серия. № 15. М., 2004. С. 51-70.
  111. Изучение еврейской идентичности в России и за рубежом // Диаспоры. / Diasporas. 2004. № 3. С.149-167.
  112. Марокканские евреи: путь в истории //  Восточная коллекция. 2004. № 3. С.54-70.
  113. Русские евреи: «реальное» или «изобретенное» сообщество? //  Ab imperio (Казань). 2003. № 4. С 497-517.
  114. Что значит быть евреем? Некоторые проблемы формирования этнической идентичности у потомков смешанных браков в России // Евреи бывшего Советского Союза и диаспоры. 20-21. Иерусалим. 2002. С 287-306 (иврит).
  115. Амбивалентность образа Лилит в еврейской народной еврейской демонологии и народные магические приемы, направленные на борьбу с ней // Материалы 9 Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 2. Центр научных работников и преподавателей  иудаики в ВУЗах «Сэфер». М. 2002. С. 172-181.
  116. To Leave or Not To Leave? Emigration Plans of People of Mixed Ethnic Origin in Today’s Russia // East European Jewish Affairs. Vol.  31. No 2. Eall – Winter. 2001. P. 18-33.
  117. Фактор антисемитизма и его роль в формировании еврейской идентичности у потомков этнически смешанных браков // Материалы 8 Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 2. Центр научных работников и преподавателей  иудаики в ВУЗах «Сэфер». М., 2001. С. 282-292.
  118. Формирование еврейской идентичности в смешанных браках // Диаспоры / Diasporas. 2000.№ 3. С.87-114.
  119. Будущие репатрианты: некоторые аспекты миграционного поведения у потомков смешанных браков в современной России // Материалы Международной конференции 12. «Общество и политика в современном Израиле». М., 2000. С. 302-326.
  120. Еврейская идентичность у потомков смешанных браков (предварительные наблюдения) // Материалы 7 Международной конференции «Сэфер». М. 2000. с. 408-418.
  121. Борьба со злыми духами, демонами и прочей нечистой силой в обрядах и обычаях евреев // Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. 2000. № 4. С.413-433.
  122. Происхождение Субботы в свете этнографических данных // Вестник древней истории. 1999. № 4. С.120-127.
  123. Культ умерших и почитание предков: их место и роль в еврейской традиции // Фольклор и мифология Востока. М.: Наследие, 1999. С.278-299.
  124. Роль культа умерших в древнееврейской традиции и его эволюция // Восток / Oriens. 1999. № 4. С.107-115.
  125. Праздники месяца тишри // Азиz и Африкf сегодня. 1999. № 9  C.53-57.
  126. Репатриация и абсорбция // Азия и Африка сегодня. 1998. № 5  С.26-30.
  127. Те самые самаритяне // Азия и Африка сегодня. 1998. № 5. С.76-78.
  128. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе // Восточная демонология. От народндых верований к литературе. М.: Наследие, 1998. С.214-257.
  129. Евреи // Календарные обычаи и обряды у народов Передней Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1998. С. 229-292.
  130. Осенние еврейские праздники  и некоторые их особенности в общинах Передней Азии // Календарно-праздничная культура у народов Зарубежной Азии: традиции и инновации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. С.22-30.
  131. Евреи // Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Народв Зарубежной Европы. М.: Наука, 1997. С.484-505.
  132. Еврейские осенние праздники: генезис, трансформация и некоторые особенности в современном Израиле// Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С.106-120.
  133. Семантика некоторых еврейских обрядов и данные этнографии // Тело, Вещь, ритуал. М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет. 1996. С.27-31.
  134. Песах: его происхождение, трансформация и современные формы бытования в некоторых еврейских общинах // Материалы конференции «Израиль и Восток». М.: Институт востоковедения РАН. 1996 (1 а.л.).
  135. Евреи Европы // Дети в обычаях и обрядах народов Зарубежной Европы. М: Институт этнологии и антропологии РАН. 1995. С.292-333.
  136. Песах: его генезис и эволюция  // Восток / Oriens. 1995. № 4. С.127-137.
  137. Дионис и Та-но ками: типологический анализ // Этнографическое обозрение.1992. № 6 (совместно с а.Р. Садоковой). C. 73-88.
  138. Кельтская археология на страницах журнала “Gallia” // Советская археология. 1991. № 3. С.279-287.
  139. О некоторых культурологических воззрениях А. Тойнби (к вопросу об этнокультурных контактах) // Этнические факторы и общество. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1991. С.15-26.
  140. Представления кельтов о загробном мире (дохристианская эпоха) // Вестник древней истории. 1990. № 3. С.101-112.

Переводы:

  1. Дан Бен-Амос. Еврейская народная литература. Пер. с англ. Е.Э. Носенко. М.: Дом еврейской книги – Параллели, 2004 (195 с.).
Поделиться
Размер
Контраст